Восприятие цвета

В психологии установлены некоторые закономерности влиянии различных цветов на восприятие. Цвет ощутимо влияет на психоинтеллектуальное состояние челoвека. Цвета, воспринимаемые человеком обращаются к чувствам, а не к логике человека, а именно:

· вызывают психологическую реакцию:

– подчеркивают качество, настроение, чувство,

– создают теплую или холодную среду,

– отражают времена года и т.д.;

· имеют физиологические последствия, положительные или отрицательные оптические раздражители;

· «прикасаются» к ощущениям: удовлетворение, приятный внешний вид и т.п.;

· «взывают» к чувствам: придают объемность среде и предметам.

Между цветовым решением в веб-дизайне и естественным восприятием человека существует определенная зависимость. Достоверно установлено, что каждый цвет вызывает подсознательные ассоциации. Вот некоторые из них:

– красный цвет символизирует силу воли, активность, агрессивность, особенно привлекает молодежь. Достаточно эффективно его использование в интернет-сайтах парфюмерных и косметических фирм;

– синий цвет ассоциируется с пассивностью, спокойствием, чувствительностью. Его лучше использовать в романтических сайтах;

– зеленый цвет – цвет природы, естественности. Наиболее подходит для сайтов продуктовых фирм.

– черный цвет – это классический, «стильный» цвет. В то же время для старшего поколения он ассоциируется с бесцветностью и безжизненностью.

Восприятие цвета зависит и от формы, в которую заключен тот или иной цвет, рядом стоящие цвета, их пропорции.

Сайт всегда направлен на определенную аудиторию. А у каждой аудитории есть свои предпочтения. Аудиторию можно классифицировать по многим признакам. Например, предпочтительное отношение к определенным цветам заметно проявляется в разных возрастных категориях. Для детей предпочтительны теплые, яркие, насыщенные цвета, а для взрослых – это холодные цвета средней насыщенности и более смешанные, для людей в возрасте больше подойдут цвета пастельных тонов. Поэтому сайты для детишек столь красочны и насыщены, а деловые (корпоративные) сайты в основном используют строгие цвета.

На восприятие влияет также и та установка, которую задал себе человек. Таким образом, наш взгляд на мир зависит от того, что мы знаем и что чувствуем. Например, если в нашем представлении корпоративный сайт не должен быть пестрым, то вряд ли нам понравиться сайт серьезной фирмы, не отвечающий этому требованию, даже если сочетание цветов будет весьма удачным. Подобные ошибки интерпретации информации из-за существующей установки встречаются на каждом шагу, именно поэтому действительно очень трудно найти единственно верное цветовое решение, подходящее по вкусу всем пользователям сразу. Для целенаправленного использования цвета необходимо знать устойчивые связи между цветом и психологической реакцией человека.

Объективно же восприятие цвета очень изменчиво в зависимости от необычности окружающей ситуации, психического состояния, степени физической усталости. Важно отметить, что в стрессовом состоянии у человека резко обостряется восприятие цветов, в то время как при общей утомленности — наоборот, притупляется. Немаловажное значение приобретает понимание гармонии цветовых сочетаний. При поиске цветового решения для сайта важно учитывать все выше перечисленные факторы.