Восприятие интернет-сайтов как психологический механизм

Восприятие – это отражение в коре головного мозга предметов и явлений, действующих на анализаторы человека. В этом случае человек познает не отдельные свойства предметов и явлений, а предметы и явления окружающего мира в целом. Различают следующие виды восприятия: зрительные, обонятельные, вкусовые, осязательные.

Восприятие осуществляется чаще всего осмысленно. Большую роль в процессе восприятия играет узнавание.

Вся воспринимаемая информация имеет или знаковое или аналоговое выражение. Сенсорные системы восприятия человека образуют внутреннюю модель мира в 3 формах: звуках, образах и чувствах.

Аналоговая информация – это проекция объективного мира, организованная воспринимаемыми человеком образами, чувствами и звуками . Вне зависимости от того, какую форму подобной информации воспринимает человек (образ, звук или чувство), каждая из этих форм может задействовать любую другую систему восприятия: образ – звук, звук – чувство и т.д. Как только объект, имеющий определенную форму, цвет, звучание или вкус, приобретает название (имя), он преобразуется в знаковую информацию.

Знаковая информация – это слова (в отдельных контекстах восприятия – цифры и символы). Знаковая информация организует референтную картину мира, она создает описание окружающей человека действительности.

Знаковая информация имеет два смысловых вида: предметный (например, яблоко) и абстрактный вид (например, понимание).

В сенсорном восприятии знаковой информации две системы – зрительная (написанный текст) и слуховая (звучащая речь). Механизмы «расшифровки» знаковой информации (или понимания слов) может задействовать любую систему восприятия или все три (зрение, слух и чувства). Другими словами, слово «яблоко» заключает в себе смысл формы, цвета, тяжести, структуры, вкуса, запаха, звука и т.д.

Интернет-сайт задействует одну систему восприятия – зрительную. Для изготовителей сайта важно знать разницу между знаковой и аналоговой информацией, т.к. принципы восприятия той и другой во многом отличаются от ситуации контакта интернет-сайта и потребителя и собственно потребительской аудитории. Необходимо учитывать, что на расшифровку текста требуется время и усилия. Так, например, перегруженные текстом детские интернет-сайты не усваиваются. Аналоговая информация (образ), напротив, быстро «узнается» и на прямую (без декодирования) воспринимается подсознанием.

Восприятие сайта имеет свои пределы и находится в зависимости от особенностей механизма нервной системы человека.

Нормальному ходу восприятия может помешать, например, слишком едкая цветовая гамма, мелкий шрифт, перегруженность страницы информацией.

В данном случае процесс восприятия не идет дальше фиксации отдельных знаков и символов, т.к. создаются физические пределы осознанному пониманию информационного сообщения.

Большое значение в веб-дизайне имеет язык визуальных образов. Он воспринимается быстрее и легче и более точен по сравнению с вербальным языком, который состоит из рядя сложных линий в идее букв и слов.

Заголовки и основной текст, как символы, которые надо прочитать и истолковать, более абстрактны и, следовательно, сложнее для обработки, чем картинки, – они воспринимаются как отражение реальности.

Но не стоит и перегружать страницы графикой – не надо забывать о технических аспектах загрузки сайт, кроме того, пользователь на сайт зашел за какой-либо конкретной информацией, которая, чаще всего, является текстовой.