Восприятие отдельных геометрических фигур

В процессе постижения природы человек открывал для себя всё новые и новые принципы устройства мира – ритм, пропорции, симметрию, контраст и др. Этими взглядами он руководствовался – сначала бессознательно, затем осознанно, – преобразуя окружающий его мир, создавая свою, искусственную среду обитания. Природные и созданные человеком предметы реальности породили в его сознании стабильные образы, сопровождаемые определёнными чувствами, эмоциями. Эти символические ассоциативные смыслы геометрических фигур, линий учитываются во всех видах деятельности, тем или иным образом связанных с созданием зрительных форм. Вертикаль, если нет членений, воспринимается как нечто несоизмеримое, устремлённое ввысь, бесконечное, лёгко,. Если она имеет уплотнение в нижней части или стоит на основании – как нечто более устойчивое, стабильное. Горизонталь связывается с надёжностью, движением, развитием. Диагональ обозначает динамику. Композиция, построенная на чётких горизонталях и вертикалях, ближе к устойчивости, торжественности, статичности, а композиция, основывающаяся на диагоналях, – к движению, изменчивости. Горизонтальные объекты будут выглядеть более основательными, тяжеловесными, по сравнению с вертикальными формами. Справедливость этого утверждения во многом зависит и от соотношения сторон фигур, и от размещения материала внутри них.