Семантический дифференциал в маркетинговых исследованиях.

Семантический дифференциал позволяет создать семантическую систему (или пространство) восприятия того или иного объекта (бренд, имидж, рекламное сообщение, сайт и т.д.). Семантическое пространство – это определенным образом сгруппированная система признаков, объектной и социальной действительности. Основой построения семантических пространств является статистические процедуры (факторный и кластерный анализ, многомерное шкалирование), которые позволяют систематизировать ряд отдельных признаков описания в емкие категории-факторы. Каждый такой фактор является имплицитным смысловым конструктом, и являться по словам Д.А. Леонтьева «… устойчивой категориальной шкалой, представленной в психике субъекта на уровне глубинных структур образа мира, выражающей значимость для субъекта определенной характеристики (параметра) объектов и явлений действительности (или отдельного их класса), и выполняющей функцию дифференциации и оценки объектов и явлений по тому параметру, следствием которой являются приписывание им соответствующего жизненного смысла ».

Метод семантического дифференциала Осгуда, позволяет оценивать ассоциативное значение, самым близким понятием к которому в отечественной психологии является понятие личностного смысла. Семантический дифференциал больше ориентирован на стереотипы, социальные установки и другие эмоционально насыщенные, мало осознаваемые и слабо структурированные формы обобщения. Результатами применения данного метода являются семантические пространства группы исследуемых. Следовательно, есть возможность изучения с помощью семантического дифференциала форм массового сознания при создании семантических пространств для некоторых_отдельных популяций – групп субъектов, объединенных по некоторому интересующему исследователей признаку (полу, возрасту и т.д.).