Восприятие в младенчестве. Часть 3.

Для выделения предмета как фигуры на фоне, т.е. его познания, существенное значение имеют некоторые условия:

  1. выработка обычного разделяющего (дифференцировочного) рефлекса на разные объекты (так, восприятие собачки-игрушки дополняется ощущением ее мягкой шерсти, восприятие пластмассового зайчика не получает такого подкрепления);
  2. изменение положения объекта на фоне остальных неподвижных предметов;
  3. движение руки малыша по объекту, ощупывание его, совершение всевозможных манипулятивных действий с ним;
  4. наименование объекта.

Среди этих условий для младенцев весьма большое значение имеют эмпирические манипуляции с предметами. Исследования (А.В. Запорожец, Т.В. Ендовицкая, П.Я. Гальперин) доказывают то, что в познании ребенком объекта главную роль играют действия и этим объектом. Этот факт позволяет найти решения проблемы того, какой признак предмета – форма или цвет – оказывается для малыша главным при восприятии им объекта.