Восприятие в младенчестве. Часть 4.

Эксперименты по восприятию детьми

Поскольку маленьких детей от года до 3 лет особенно сильно манят красочные, яркие объекты, в психологии достаточно долго и упорно сохранялось мнение о глвенствующей роли цвета в восприятии ребенком объекта (Г. Фолькельт, Д. Кац, А. Декедр). Чтобы доказать эту теорию проводились многочисленные разнообразные опыты. Детям 2-5 лет давали разные вариации игр типа лото. Формировалась проблематичная ситуация. Малыш получал, например, большую карту с геометрическими объектами разного цвета и должен был отыскать среди них аналогичную той, которая была представлена на маленькой карточке. Но ребенок не мог разрешить такую задачу правильно на 100%, так как идентичных и по цвету и по форме объектов не было. Если на большой карте такой же прямоугольник, какой был наклеен на маленькой, – он отличался от примера цветом. Объекты, совпадающие по цвету, были отличны по форме.

Проводя эксперименты, подобные описанному, ученные искали ответ на вопрос: что выберет ребенок – форму или цвет? Было выявлено, что маленькие дети ориентируются и выделяют, прежде всего, цвет объекта. Они подбирают к синему кругу синие прямоугольники, квадраты и др.