Восприятие в младенчестве. Часть 7.

К отличительным чертам восприятия детей до 3 лет имеют отношение:

  1. Ребенку третьего года жизни доступно восприятие неокрашенных и даже контурных известных объектов. Если изображения достаточно отчетливые, дети верно воспринимают несложные объекты и их графические представления: подбирают верно пару в лото («Дай такой же»). Неизвестные объекты дети воспринимают неправильно, опираясь нередко на одну, показавшуюся им известной черту или на незначительный признак, в том числе величину, цвет, фактуру.
    1. После 1 г. 2 мес. – 1 г. 8 мес. ребенок верно отыскивают объект по слову («Дай мне зайку»), если у этого ребенка уже сформировалась стойкая связь слова с этим объектом. Чем старше становятся дети, тем быстрее слово приобретает универсальное значение. Этому благоприятствует отнесение слова не к конкретному объекту, а к нескольким похожим с изменяющимися второстепенными признаками (деревья разной цвета, фактуры, величины, в разных положениях). В таких случаях ребенок легко опознает и новую для него вещь (или изображение объекта) на основе отвлечения и обобщения (к большому синему бегемоту подбирают не такую же по размеру синюю морковку, а желтого маленького сидящего бегемота).
      1. С конца второго года жизни ребенок чаще всего уже может самостоятельно верно назвать воспринимаемый известный объект, когда ему задают вопрос «Что это?» Тем не менее, акцентируя внимание обычно лишь на отдельные признаки и не видя некоторых деталей, дети часто ошибаются, называя, например, тигренка – кошкой, собаку-овчарку волком, и обобщая различные объекты по некоторым случайным основаниям (например, волосы, муфту, кошку дети могут обозначать одним и тем же словом).
      2. На третьем году жизни дети, воспринимая изображение с несложным сюжетом, могут давать имя отдельно каждому нарисованному объекту: «Мальчик, лошадка, дерево» или «Девочка, киска». Лишь к концу преддошкольного возраста вследствие развития дети начинают находить взаимоотношения, которые есть между показанными предметами. Обычно это связи функциональные – человек и производимое им воздействие: «Мальчик едет на лошадке», «Девочка кормит киску».
      3. Пространство дети познают тогда, когда начинают овладевать ходьбой. Но пространственные особенности воспринимаемых ребенком вещей долго останутся единым с содержанием самого объекта.