Восприятие целого и части. дошкольником. Часть 1

Неоднозначным вопросом в детской психологии является вопрос о том, на чем основывается ребенок в восприятии объекта: на его целостное узнавание или на отражение отдельных частей. Изучение данного вопроса различными ученными (Ф.С. Розенфельд, Л.А. Шварц, Н. Гроссман) показывают, что и здесь нет единственного подходящего и четкого ответа. С одной стороны, в восприятии целого неизвестного объекта дети, по словам Г. Фолькельта, отражают лишь свое «впечатление от целого»: «нечто колющее» (конус) или «нечто дырявое» (решетка). Находясь «во власти целого» (Зейферт), ребенок, по словам психологов, не может отделить образующие его части. Об этой же «власть целого» говорят и многие ученые, исследующие рисунки детей. Они истолковывают подобные явления якобы неспособностью дошкольника к аналитической познавательной деятельности из-за его слишком ярко выраженной чувствительности.