Восприятие целого и части. дошкольником. Часть 2

Дети (4 г. 6 мес. – 5 л. 6 мес.) могут на ощупь определить мужские часы, которые находяться в мешочке из ткани. При этом главным признаком, по которому дети опознавали предмет («Как ты узнал?»), был «столбик с колесиком», т.е. дети основывались на части предмета. Однако, выбирая в следующих экспериментах среди предложенных объектов «такой же», почти все дети дошкольного возраста показывали не плоский круглый компас, имеющий форму и величину, максимально схожую с образцом, а на металлический будильник кубической формы и несколько другого размера. Это тоже часы, ребенок выбирал их не смотря на то, что они не только имеют другую форму и совершенно другой размер, но и не имеют как раз той детали («столбик с колесиком»), по которой ребенок узнал часы.

Схожие факты нередко проявляются при восприятии детьми объектов и их схематичных представлений на картинке, а также целых событий и эпизодов. Разбирая изображение пожилого человека, который толкает тележку с огромным узлом и другими разными вещами: сапогами, шваброй, ведром, – которые хорошо видны, 80% детей четырех-пяти лет заявляют, что «дедушка везет лошадь». Так ребенок воспринимает узел как лошадь только по той причине, что один его угол немного напоминает ребенку голову лошади.

Осмысливание объекты по одной несущественной его части называется синкретизмом (Э. Клапаред). Это восприятие целого, которое не базируется на его исследовании.