Восприятие цвета и формы дошкольником. Часть 1

Разногласия в вопросе о том, какой признак объекта является главным для его восприятия, остаются среди ученых и при анализе специфики чувственного познания объектов детьми дошкольного возраста.

В противовес словам Г.Фолькельта и других западных психологов о том, что дети до 7 лет «удивительно слепы к форме», советские ученые не только показали главную роль формы объекта уже в восприятии преддошкольника, но и выявили некоторые отдельные обстоятельства, позволяющие лучше уяснить многомерность соотношения цвета и формы объекта. Так при исследовании восприятия детей-дошкольников психологи смогли установить, что цвет объекта будет для детей опознавательным атрибутом лишь тогда, когда другой, сильный атрибут (форма), по какой-либо причине не приобрел сигнального значения (при составлении коврика для мозаики из цветных элементов, например).

Эти открытия наиболее четко проявляются при восприятии дошкольником неизвестных объектов. Большую роль играет и задача, которая ставится перед детьми. Так, если необходимо изобразить из одноцветных фигур узор, дети будут ориентироваться на форму фигур; если нужно «спрятать» цветную вещь (фигуру) на аналогичном фоне, главное значение остается за цветом. Так же дети в некоторых случаях могут опираться на оба признака одновременно (З.М. Богуславская).