Восприятие цвета и формы дошкольником. Часть 2

Исключив из задания, которое выполняется детьми при исследованиях, «конфликтность» (или форма, или цвет), С.Н. Шабалин представил, что уже младшие дошкольники абсолютно верно делают акцент на форму объекта, представленного контурно или в виде силуэта.

В выборе ребенком одного или другого признака объекта весьма значительная роль принадлежит слову, ассоциирующимся с объектом. Фиксируя вещь, слово подчеркивает в качестве ее главного опознавательного атрибута форму. Но у детей младшего дошкольного возраста форма слита с предметным содержанием предмета, что подтверждается небольшим опредмечиванием каждой новой, неизвестной ребенку формы. Так трех-, четырехлетние дети в в конусе, опрокинутом вершиной вниз водят воронку, в квадрате – окно, прямоугольнике – дверь, треугольнике – крышу. Дети в возрасте 5-6 лет могут выделить уже именно форму по подобию ее с определенным объектом. Они говорят, что цилиндр похож на стакан, круг похож на колесо, кубик – как кусок мыла.

Узнав наименования геометрических фигур, дети без труда работают с подобными формами, находя их в известных им предметах, т.е. отвлекают форму от предметного содержания. Дети говорят, что окно – это прямоугольник или квадрат, колпак лампы – шар, а воронка – конус и узкий высокий цилиндр на нем. Так форма объекта делается «видимой»: для ребенка она приобретает значение сигнала и обобщенно отражается им на основе ее отвлечения и обозначения словом.