Восприятие картинки дошкольником. Часть 1

Ребенку дошкольного возраста проблематично адекватно воспринимать изображение. Ведь даже очень несложная картинка, которая содержит в себе изображение по крайне мере двух объектов, дает их в некоторых пространственных отношениях. Понимание этих отношений важно, чтобы найти связей между компонентами изображение уже давно применяется для определения общего умственного развития детей. Так, А. Бинэ ввел задание на понимание пространственных отношений в созданную им диагностирующую «шкалу ума». Вместе с тем он, а затем В. Штерн установили, что есть три уровня (стадии) восприятия детьми разного возраста картинки. Первый уровень – предметный (по Штерну) или перечисления, эта стадия присуща для детей от 2 до 5 лет; второй уровень – описания (или действия), этот уровень характерен для детей от 6 до 9-10 лет; и наконец, третий уровень – уровень истолкования (или отношений), свойственен для детей после 9-10 лет.
Благодаря обозначенным В. Штерном и А. Бинэ стадиям стало возможным выявление развитие процесса восприятия маленьким ребенком сложного объекта – изображения и увидеть, что дети в процессе интеллектуального развития переходят от узнавания отдельных предметов, никак между собой не связанных, т.е. фрагментарного восприятия, к выявлению сначала их связей, основанных на функциях объектов (что человек и делает), а затем и к нахождению более сильных связей между объектами и явлениями: причин, целей обстоятельств,.