Восприятие картинки дошкольником. Часть 2

На наивысшем уровне ребенок объясняют изображение, добавляя свой опыт, свои мнения в то, что отображено на картинке. Они выявляют внутренние отношения между объектами путем осознания всей изображенной на картинке обстановки. Тем не менее переход к такому уровню понимания никоим образом нельзя истолковать возрастным созреванием, как это утверждали А. Бинэ и В. Штерн. Психологи (С.Л. Рубинштейн, Т.А. Кондратович, А.Ф. Яковличева, А.А. Люблинская, Г.Т. Овсепян) показали на примерен своих исследований, что специфика описания ребенком изображения коррелирует, большей часть, с ее содержания, знакомого или неизвестного ребенку, от структуры картины, статичности или динамичности содержания.

Очень большую роль имеет сам вопрос, который взрослый задает ребенку. Спрашивая детей о том, что они видят на изображение, взрослый направляет ребенка на перечисление любых объектов (важных и второстепенных) и в любом порядке. Вопрос: «Что делают здесь на картинке?» – побуждает ребенка к раскрытию связей функциональных, т.е. действия. Когда детей просят рассказать о событиях, изображенных на картинке, ребенок пытается понять изображенное. Он поднимается на уровень истолкования. Значит, абсолютно один и тот же ребенок во время исследования может в один день показать все три уровня восприятия изображения.