Восприятие времени дошкольником. Часть 1

Время – такая же объективно имеющая действительность, как и пространство, ввиду того, что все явления реальности наблюдаются и во времени и в пространстве. Сам объект познания – время является весьма разносторонним аспектом окружающей действительности. Восприятие времениэто отражение в мозгу объективной длительности, скорости, последовательности явлений действительности (Д.Б. Эльконин).

По теории Д.Б. Эльконина, для освоения различных сторон времени необходима функция различных корковых структур головного мозга человека.

Для детей отражение такого сложного аспекта реальности, как время – во многом более трудная проблема, чем восприятие пространства. Это вызвано, в основном, самой сущностью времени как объекта отражения и его ролью в жизни детей.

  1. Время текуче. Время не может быть воспринято сразу, а лишь последовательно (но не одномоментно): начало, только потом конец. Это относится ко всем «частицам» времени, даже к самым маленьким.
  2. Для восприятия времени у человек нет специального анализатора. Время может быть обнаружено только через движении, или ритм жизненных процессов или с помощью измерителей времени – часов, то есть время познается опосредованно. У взрослого, сформировавшего человека восприятие времени происходит благодаря слаженной работе единой системы анализаторов. У детей такой слаженной системы пока нет
  3. Восприятие времени изменяется внутренними факторами субъекта восприятия времени: значимостью для субъекта временного промежутка, его наполненность, состоянием самого субъекта (увлеченность, ожидание).
  4. Обозначение временных отношений изменчиво. То, что было «скоро», становится через некоторое время «сейчас», а затем – «недавно». Эта отвлеченность, текучесть, незримость времени, его слитность с теми же событиями, важными для жизни, которые ребенок наблюдает, крайне осложняют его выявление и познание.