Восприятие времени дошкольником. Часть 2

Младенец начинает разбираться во времени в середине первого месяца жизни, т.е. когда он начинает просыпаться систематически через 3 часа, к моменту кормления. Этот выработанный рефлекс на время является одним из самых первых в жизни ребенка.

Ребенок преддошкольник и младший школьник разбирается во времени на базе чисто бытовых показателей. Если жизнь детей строго подчинена четкому режиму, т.е. упорядочен по времени, то ребенок трех-четырех лет твердо отмечает утро («Мы еще не завтракали») или вечер («За нами скоро придут»). Он различает ночь и день. Через некоторое время к этим бытовым вехам прибавляется более независящие от социума природные явления, которые дети научаются воспринимать как знаки конкретного времени: «Вечер – уже темно, солнца нет», «Утро (зимой) – еще не совсем светло».

Дети длительное время не ориентируются в объективный движении времени, его независимости от действий и воли людей, поэтому правильно пользуясь отдельными обозначеними времени, ребенок по сути не до конца правильно воспринимет за ними действительности. «Мама, когда будет мой день рождения?» – «Через два дня». – «Сколько раз я должен лечь спать?» – «Три раза». Мальчик (4 г. 4 мес.) лег в кровать, три раза «всхрапнул» и заявил, что настал его день рождения.