Восприятие времени дошкольником. Часть 3

Если детям дошкольного возраста нелегко выделить время как объект познания, влияющий неявно, но устойчиво на жизнь ребенка, то во значительно сложнее им обособлить время в прошедших событиях, представить себе его продолжительность, его значение и разместить в хронологической очереди прошедшие события. Поэтому даже дети старшего дошкольного возраста считают, что, раз бабушка живет уже давно и родилась она раньше других, она, конечно, видела Пушкина, Суворова и даже Петра I. Если ребенку объясняют, что человек произошел от первобытной обезьяны, он не ориентируется, что такое те многие миллионы лет, которые разделяют животного предка от современного человека.

Для детей старшего дошкольного возраста вместо аморфного «давно», начинают формироваться первые временные ориентиры: «до революции», «до рождения бабушки». Но эти ориентиры еще не согласовываются с действительным прошедшем времени

Первым разделением временем и началом его познания служит введение таких понятий, как «потом», «раньше», «сначала», «после этого». При узнавании основ работы часов ребенок начинает узнавать о независимости времени от воли и действий человека. Затем по мере различных практических действий у детей складывается более или менее реалистичное представление о единицах времени и других его аспектах