Восприятие пространства дошкольниками. Часть 1

Большие изменения в дошкольный период у детей происходят в восприятии пространства по его основным признакам. Ребенок узнает пространство по мере того, как сам им овладевает. Еще находясь в кроватке и орудуя с погремушкой, соской, ребенок познает «близкое» пространство. По мере того, как ребенок начинает ползать и ходить, он начинает овладевать более «далеким» пространством. Первоначально восприятие далекого пространства мало разграничена и ребенок не очень точно оценивает расстояние. Воспоминание физиолога Гельмгольца, относящееся к его трех-четырехлетнему возрасту: «Я сам еще помню, как я ребенком проходил мимо церковной башни и увидел на галерее людей, которые мне показались куколками, и как я просил мою мать достать мне их, что она могла бы сделать, как я тогда думал, протянув одну руку вверх».

Воспитание ориентировки в пространстве начинается (по исследованиям А.Я. Колодной) с выделения пространственных отношений своего собственного тела (называет и выделяет левую руку, правую, другие парные части своего собственного тела). Включение слова, связанного с освоением пространства, в процесс восприятия, осваивание самостоятельной речи в многом благоприятствует развитию понимания пространственных отношений, направлений (А.Я. Колодная, Е.Ф. Рыбалко, А.А. Люблинская и др.) «Чем точнее слова определяют направление, – говорит А.А. Люблинская, – тем легче ребенок ориентируется в нем, тем полнее включает эти пространственные признаки в отражаемую им картину мира, тем более осмысленной логичной и цельной она становится для ребенка».