Восприятие пространства дошкольниками. Часть 2

Глазомер

Совершенствуется и глазомер детей, весьма важный для восприятия пространства. Трудные глазомерные задачи дети дошкольного возраста решают заметно труднее, чем задачи на сравнение длины линий. Подобные задачи оказываются решаемы только шести- и семилетними детьми и то лишь при условии значительной разнице между объектами. Причина этому – невысокая степень освоения глазомерными операциями. Тем не менее уровень этих операций у детей можно повысить в ходе специальных занятий.

Больше всего ощутимы изменения в росте линейного глазомера происходят при условии, если детей специально обучают пользоваться для решения задач наложение одного предмета на другой, добиваясь максимального уравнивания. «Технические» аспекты ориентировочных операций не модифицируются вне зависимости от того, делаются такие операции с заместителями предметов (например, с их изображениями) или с самими предметами. Так, при работе с детьми по обучении их решению такого типа глазомерных задач, как выбор элемента некоторой протяженности по образцу, вводили изготовление и использование бумажной мерки, равной по размерам образцу. Мерка переносилась от образца к предметам, из которых производился выбор (сам образец и объекты перемещать запрещалось).

После того как дошкольники усваивают таким эффективным путем возможность соизмерять форму, длину, высоту, ширину, объем предметов, они приступают к решению задач «на глаз» (под руководством взрослого происходит постепенный переход внешнего ориентировочного действия в перцептивный план или интериоризация). Но только при включении таких задач в более глобальные действия, а не только формальное решение этих задач, результат обучения будет высоким. Глазомер развивается в конструктивной деятельности, когда ребенок подбирает недостающие, нужные для постройки детали, когда делит комок глины, чтобы ее хватило для лепки всех частей предмета.

Упражняется глазомер дошкольника и в рисовании, аппликации, бытовых действиях и, конечно, в играх.