Восприятие художественных произведений. Часть 1

Отечественные ученые рассматривают восприятие художественных произведений как следствие развития личности ребенка. Оно не дается человеку от рождения. В качестве такового ребенок не сразу воспринимает произведение; изначально для ребенка характерно утилитарное, действенное отношение к нему (дети трогают изображение на картине, щупают, гладят его и т.п.). Однако основы художественного восприятия уже обозначаются у детей-дошкольников. Основную роль в процессе развития этой способности советские педагоги и психологи (П.П. Блонский, Н.А. Ветлугина, А.В. Запорожец, Е.А. Флерина, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон и др.) отводят обучению и воспитанию.

По другому освещают этот вопрос зарубежные ученые психологи. По мнению отдельных их представителей, восприятие красоты есть у детей изначально сразу после рождения, эта черта биологически присуща человеку; ученые психоаналитической направленности связывают художественное восприятие с сексуальными инстинктами. Большое количество искусствоведов, психологов, приписывая пониманию развития восприятия искусства и красоты интеллектуальный характер, говорят, что в дошкольник еще не способен к восприятию красоты, эту способность он приобретает лишь в 10-11 лет.