Восприятие художественных произведений. Часть 2

Восприятие детьми произведения искусства нельзя отрывать от ее смыслового содержания. Советский ученый Л.С. Выготский опытным путем установил, что стадии восприятия, обозначенные В. Штерном, характеризуют не развитие восприятия картин, а связь между речью и восприятием на определенных этапах развития. Немалую роль в эстетическом восприятии, в понимании сути изображенного имеет структура произведения, уровень тождественности смыслового и структурного центров картины.

Восприятие художественного произведения – сложный психический процесс. Оно подразумевает умение понять, узнать изображенное; но это только познавательный акт. Обязательным условием художественного восприятия является чувственная окрашенность воспринятого, выражение отношения к нему (П.М. Якобсон, Б.М. Теплов, А.В. Запорожец и др.). А.В. Запорожец отмечал: «… эстетическое восприятие не сводится к пассивной констатации известных сторон действительности, хотя бы очень важных и существенных. Оно требует, чтобы воспринимающий как-то вошел внутрь изображаемых обстоятельств, мысленно принял участие в действиях».

Оценочные суждения дошкольников еще весьма просты, но они демонстрируют зарождении умения не только почувствовать красивое, но и оценить.