Восприятие человека дошкольником. Часть 1

Глубокий психический процесс, каким представляется восприятие человека человеком, развивается вместе с ростом самого воспринимающего субъекта, с перестройкой его потребности в познании, общении и в активности. Уже в конце первого – начале второго месяца жизни дети начинает акцентировать внимание на взрослом, выделяя его из окружающей среды, сначала улыбкой, а через некоторое время реагировать на него комплексом оживления. Бурно вырабатывается этот социально-перцептивный процесс уже в младенчестве и раннем детстве.

Восприятие ребенком человека является необходимым актом проявления и удовлетворения важнейшей социальной потребности – потребности в общении. При этом именно в процессе взаимодействия и общения с взрослыми наиболее интенсивно развивается восприятие его ребенком. Развитие общения с взрослым, вариативность его содержания дает возможность ребенку не только тоньше различать внешний облик людей, формирующих его окружение, но и воспринимать их разные аспекты, вычленять их существенные функции. Так уже в процессе общения (с 10-11 месяцев) взрослый выступает для ребенка не только в роли удовлетворителя его органических потребностей, но и в роли координатор знакомства с опытом окружающий по взаимодействию с объектами, как руководитель ориентировки его во внешнем мире. Весьма важно, что в этот ранний этап, период сензитивный для формирования и развития речи, взрослый является для ребенка и носителем речевых форм общения. Усвоение речи оказывает большое влияние на процесс формирования у ребенка восприятия человека.