Восприятие человека дошкольником. Часть 4

Изучая восприятие дошкольниками выразительной стороны картины, Т.А. Репина выявила, что самые понятные дошкольнику чувства, отраженны напрямую в мимике изображенного героя. Затруднительно (особенно для детей младшего дошкольного возраста) воспринять чувства, изображенные в жестах и позе, и особенно когда эти чувства претворяются в жизнь посредством отображения взаимоотношений. Были установлены следующие уровни восприятия:

  1.  не понимается ни эмоция, выраженная в картине, ни ее сюжет;
  2. правильно воспринимается эмоция, хотя сюжет ясно не понимается;
  3. осознается сюжет картины и адекватно воспринимается ее эмоциональное содержание.

Весьма большое значение имеет и то, какие чувства и эмоции воспринимают дети: эмоцию гнева и радости, выраженную в мимике персонажей на картине, дети улавливают легче, нежели выражение печали и грусти.

Значительную роль в формировании социальной перцепции ребенка играет взрослый. В процессе руководства деятельностью детей, их общением, восприятием ими произведений искусства взрослый (воспитатель, родитель) обращает внимание на разные аспекты поведения дошкольника, его внешний вид, проявление интеллектуальных, личностных и волевых качеств. Оценивая и фиксируя их, взрослый человек не только помогает детям лучше понять окружающих людей, но и формирует у них «точки зрения на людей», «эталоны», с которыми они должны «сверять» свое поведение и которыми они должны «мерить» поведение своих товарищей. Очень значимо в этом процессе поведение и внешний облик самого взрослого, сложившиеся взаимоотношения в его личной микросреде.