Восприятие у детей младшего школьного возраста. Часть 1

Восприятие у младших школьников

У младших школьников совершенствование восприятия не останавливается. В следствии совершенствования и других аспектов психики, таких как наблюдение, восприятие становится более управляемый и целенаправленный процессом. В следствии увеличения знаний дети 7-10 лет без труда различают объекты и целые картины. Неизвестные устройства, знаки, растения дети этого возраста без труда воспринимают как представителей какой-то группы вещей «, т.е. категориально»: «Какой-то куст», «Это какая-то машина». Синкретичность у детей младшего школьного возраста проявляется значительно слабее, чем раньше, из-за сосредоточенности на отношениях частей в целом, из-за склонности отыскать смысловые отношения при восприятии предмета.

Впрочем и у детей младших школьников есть некоторое неординарность восприятия. Это обусловлено в основном недостатками в овладении окружающей средой, но корректность узнавание различных фигур, их безошибочное наименование у детей после 7 лет значительно улучшается в сравнении с детьми-дошкольниками (Л.А. Шварц, М.Н. Волокитина, С.В. Мухин). Но верно называют геометрические формы все таки не более 55% детей, начавших ходить в школу (Б.И. Хачапуридзе). Сохраняется у младших школьников и склонность соотнесение незнакомых им форм со знакомыми предметами (С.Н. Шабалин, О.И. Галкина). Так первоклассники именуют конус (опрокинутый) – волчком или крышей, цилиндр стаканом, четырехгранную призму – столбиком и т.д. Это свидетельствует об остающихся еще проблемах в отвлечении формы от объекта.