Социальная перцепция, как способ межличностного восприятия.

В современной психологи, можно выделить два основных направления изучения межличностной перцепции. Первый, направлен на изучение социальных и психологических особенностей объекта и субъекта восприятия, второй, связан с исследованием механизмов и эффектов межличностного отражения.

Проанализировав эти направления, мы можем выделить индивидуальные, половые, возрастные, социальные, профессиональные различия в восприятии и оценки людьми друг друга. Так установлено, что дети сначала учатся распознавать экспрессию по мимике, а в последующем с взрослением им становится доступным распознавание эмоций по жестам. В основном дети более ориентированы на восприятие человека по его внешности, обращая особое внимание на одежду и наличие профессиональной, религиозной и иной атрибутики. Так в ходе исследований установлено что ученики и студенты воспринимают своих преподавателей, прежде всего по внешности, а педагоги, наоборот, в первую очередь воспринимают и оценивают своих учеников по внутренним качествам. Аналогичные различия в идентификации и оценки, встречаются между руководителями и подчиненными. Также большое значение в процессе восприятия имеет и профессиональная принадлежность, например педагоги, воспринимают своих подопечных, прежде всего по речи по манере вести разговор, хореографы, спортивные тренеры, обращают внимание в основном на анатомическое строение человека, характер и последовательность выполняемых движений. Для межличностной перцепции, характерно то, что механизм восприятия зависит от психоэмоциональных и социальных установок субъекта восприятия. Изучение психологических свойств объекта восприятия в основном направлены на исследование влияния свойств объекта перцепции, в процессе восприятия его субъектом. В ходе различных исследований установлено, что люди в процессе познания друг друга, прежде всего, рефлекторно оценивают партнера по манере и характеру общения, при этом обращая внимание на эмоциональное выражение лица, способы выражения внутренних ощущений, проявление чувств, жесты и позы, внешний вид, особенности голоса и речи. Психологи В.Н.Панферов и А.А.Бодалев особенно внимательно изучали в экспериментальных условиях, какие факторы производят наиболее яркое впечатление в процессе первого знакомства людей. Выяснилось что наиболее часто обращается внимание, прежде всего на прическу (прическа может существенно изменить внешность), затем внимание переходит на глаза человека (глаза отражают характер человека, и могут быть злыми, добрыми, хитрыми, простодушными, холодными, искренними). Глаза сообщают о намереньях, и могут, как расположить, так и отвергнуть человека. Ну и, конечно же, выражение лица, играет значительную роль при общении людей, так например если вы при первом знакомстве искренне и радушно улыбаетесь своему новому знакомому, то естественно он вас воспримет как друга, и будет расположен к вам. Известный американский психолог Дейл Корнеги, утверждал, что первая заповедь хорошего дружеского общения, и взаимной симпатии является улыбка. Корнеги предлагает нам научиться правильно, улыбаться, для чего необходимо выполнять специальные упражнения перед зеркалом. В целом выражение лица человека определяется его мимикой, которая у всех развита по-разному, у одних при общении мимика очень разнообразна и динамична, у других наоборот мимика не развита, и человек создает впечатление скрытности и неприветливости. Мимика – динамическое состояние мышц лица, в момент общения и раздумья, в зависимости от эмоционального состояния человека именно в этот промежуток времени. Именно мимика способна дать истинную информацию о чувствах человека, о том, что он переживает в данный момент. Мимические выражения несут более 70 процентов информации, то есть глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова. Так, установлено, что когда человек обманывает или пытается скрыть какую-либо информацию, его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора, человек пытается уйти от прямого взгляда оппонента, прячет свои глаза. Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок позволяют нам выражать основные человеческие эмоции такие как, страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес, печаль и другие эмоции. И так сложилось, что положительные эмоции распознаются гораздо легче, чем негативные проявления характера и намерений. Необходимо отметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы. Научно установлено, что левая сторона лица гораздо чаще выдает истинные эмоции человека. Это объясняется тем, что правое полушарие головного мозга, контролирующее эмоциональное состояние человека, управляет левой частью лица. Положительные эмоции отражаются более равномерно на обеих половинах лица, а возникающее отрицательные эмоции более выражены на левой. Для каждого человека присуще индивидуально-определенная манера поведения, жестикуляция рук, походка, движение тела. Интересен и тот факт, что когда люди долго не видятся, они распознают друг друга чаще всего не по лицу, которое очень изменилось, а по отдельным жестам, по походке и манере движения. Также можно указать на некоторые жесты, сложившееся веками и несущие экспрессивную окраску. Такие жесты напрямую говорят о психоэмоциональном состоянии человека на данный момент, вот некоторые из них: пальцы, сведенные кончиками вместе, означают стыд, покорность, смирение; палец, зажатый ладонью другой руки, говорит о самоободрение; различные “почесывания” головы выражают нерешительность, неготовность к какому либо действию. Одна из попыток научиться распознавать жесты как формирующие составные эмоционального состояния, это попытка К. Бёрдвистла в области кинетики, который предложил выделить единицу телодвижений человека. Наиболее мелкой семантической единицей предложено считать кин, или кинему (по аналогии с фонемой в лингвистике). Система этих единиц в совокупности, представляет собой своеобразный алфавит телодвижений. Отдельный кин самостоятельного смыслового значения не имеет, но при его изменении изменяется вся система и структура телодвижений, человека. Из кинем образуются кинеморфы (нечто подобное фразам), которые в совокупности несут некий смысл, и воспринимаются в ситуации общения. На основании предложения К.Бёрдвистла были созданы своего рода “словари” жестов и телодвижений, даже появились работы о количестве кинов в разных национальных культурах. Но сам Бёрдвистл отказался от развития данного направления, так как пришел к выводу, что пока построить удовлетворительный “словарь телодвижений” не удается: поскольку само понятие кинем оказалось достаточно неопределенным и спорным, не всегда соответствующее реальному смыслу жестов. Более перспективный характер носят предложения о создании “словаря жестов”. В отличие от единиц телодвижений, описание значения определенных жестов более легко воспринимается для распознания эмоционального состояния человека. Также уже удалось создать, определенный “каталог” жестов в различных национальных культурах, в нем описаны виды жестов и их значение. Кроме выбора единицы, существует еще и вопрос о “локализации” различных мимических движений, жестов или телодвижений. Нужна более или менее распознанная карта основных зон человеческого лица, тела, руки и т.д. Бёрдвистл предложил поделить человеческое тело на 8 зон: лицо, голова, рука правая, рука левая, нога правая, нога левая, верхняя часть тела в целом, нижняя часть тела в целом. Смысл построения словаря сводится при этом к тому, чтобы единицы (кины) были привязаны к определенным зонам, тогда и получится “запись” телодвижения, что придаст ей известную однозначность, то есть поможет выполнить функцию кода. Однако неопределенность единицы не позволяет считать эту методику записи достаточно надежной. Но также был предложен более простой вариант записи эмоционального состояния человека основанный на записи выражений лица, мимики. Вообще в литературе по психологии различается более 20 000 описаний выражения лица. Чтобы как-то упорядочить эмоциональные проявления П. Экман предложил методику, которая получила название FASTFacial Affect Scoring Technique. Принцип заключается в образном разделении лица на три зоны горизонтальными линиями (глаза и лоб, нос и область носа, рот и подбородок). Затем выделяются шесть основных эмоций, наиболее часто выражаемых при помощи мимики лица: радость, гнев, удивление, отвращение, страх, грусть. Фиксация эмоции “по зоне” позволяет регистрировать более или менее определенно мимические движения. Эта методика получила распространение в медицинской (патопсихологической) практике, в настоящее время есть ряд попыток применения ее в “нормальных” ситуациях общения.