Структура процесса каузальной атрибуции. Часть 2.

В психологических исследованиях, посвященных характеристикам объекта восприятии, было установлено, что эти характеристики в значительной мере влияют на процесс межличностной перцепции.

Рассмотрим три основные схемы характеристик влияющих на формирования первого впечатления о человеке. Каждая из предложенных схем приходит в действие, под влиянием на участников перцепции, определенных факторов. Выделяют следующие факторы: превосходства, привлекательности партнера и отношения к наблюдателю.

Фактор «превосходства» основан на том, что человек, который в каких либо параметрах превосходит наблюдателя, оценивается наблюдателем гораздо выше и по всем остальным значимым параметрам. Иначе говоря, происходит общая личностная переоценка объекта наблюдения. При этом, чем неувереннее чувствует себя наблюдатель в данный момент, в конкретной ситуации, тем меньше нужно усилий для запуска фактора превосходства. Так, в экстремальной ситуации люди часто готовы безгранично доверять тем, кого не стали, бы слушать в спокойной обстановке.

Фактор «привлекательности» обеспечивает выполнение схемы, связанной с восприятием партнера как чрезвычайно привлекательного своим внешним обликом. В этом случае ошибка заключается, в том, что человека привлекательного по внешним параметрам, люди также склонны переоценивать по психологическим и социальным параметрам.

Фактор «отношения» к наблюдателю влияет на включение схемы восприятия партнера, в основе которой лежит характер отношения к наблюдателю. Ошибка восприятия в этом случае строится на том, что мы склонны переоценивать по социальным и психологическим показателям людей, которые положительно к нам относятся, или разделяют наше мнение в отношении каких либо событий.

Для обеспечения точного прогнозирования ситуации межличностного восприятия, необходимо принимать в расчет действие явлений, связанных с различного рода моментами, искажающими истинную картину воспринимаемого. Речь идет об эффектах, возникающих при восприятии людьми друг друга: эффект «проекции», эффект «средней ошибки», эффект «ореола» («гало-эффект»), эффект «новизны» и «первичности», а также эффект, или явление, «стереотипизации».

Эффект «проекции», то есть способность людей приписывать приятному для них собеседнику свои собственные достоинства, а неприятному свои недостатки. Тем самым наделяя других теми чертами, которые ярко представлены у них самих. По данным Ньюкома, эта тенденция в большой степени характерна для людей обладающих авторитарным типом личности, и практически отсутствует у представителей демократического типа.

Эффект «средней ошибки», заключается в тенденции сгладить оценки наиболее ярких, выдающихся особенностей другого человека, в сторону усредненго показателя. Эффект логической ошибки состоит в ложности суждения о постоянстве и тесноте взаимосвязи каких-либо качеств личности (например, любезности и добродушия, доброты и эмпатии).

Эффект «последовательности» основан на процессе суждения о человеке под влиянием первичных сведений, даже если представленные сведенья не отражают действительность.

Очень распространенным является эффект «авансирования», при котором человеку приписывают несуществующие положительные качества, а сталкиваясь с его неадекватным, для восприятия поведением, разочаровываются, огорчаются.

Эффект «ореола» то есть способность восприятия людьми друг друга в условиях отсутствия достоверной информации. В данном случае, на восприятие одного человека другим, существенное влияние оказывает первичная информация об объекте восприятия, по результатам которой он воспринимается в соответствии с представленными данными, либо с положительной, либо с отрицательной стороны. Сущность эффекта «ореола», заключается в формировании специфической установки на воспринимаемого через направленное наделение его определенными качествами. Информация, получаемая о каком-то человеке, характеризуется определенным образом, а именно накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, обладает ролью “ореола”, мешающего видеть действительные социальные и психологические черты объекта восприятия. При формировании первого впечатления о человеке, эффект «ореола» наиболее ярко проявляется в том, что общее благоприятное впечатление приводит к завышенным, позитивным оценкам неизвестных качеств воспринимаемого, и наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок. Психологами в процессе экспериментальных исследований установлено, что эффект «ореола» наиболее явно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальный объем информации об объекте восприятия, а также когда происходит оценка моральных качеств. Эта тенденция, утаить определенные характеристики и выставить на обозрение другие и играет роль своеобразного, надуманного «ореола». Эффект «ореола», это влияние общего впечатления о человеке на восприятие и оценку частных свойств его личности. Если в определенной группе или у руководителя сложилось исключительно положительное мнение о человеке, то плохой поступок совершенный этим человеком, расценивается не иначе, как случайность. И, наоборот, если человека считают плохим, то хороший поступок этого человека тоже рассматривается как случайность. Этот эффект очень часто не позволяет адекватно воспринимать людей, и создает условия, при которых способные и яркие индивидуальности совершенно не могут работать в данной группе, поскольку в таких коллективах хорошие поступки игнорируются, а плохие не замечаются.

Эффекты «первичности» и «новизны», представляются как способность людей при противоречивой информации о другом человеке, придавать большее значение данным, полученным вначале (если воспринимается незнакомый человек) или более новой информации (если воспринимается старый знакомый). Оба этих эффекта, касаются важности определенного порядка получения информации о человеке, для составления представления о нем.

В более широком, обобщенном ракурсе все вышеперечисленные эффекты можно рассмотреть как проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, а именно процесса стереотипизации. Впервые термин «социальный стереотип» был введен У. Липпманом в 1922 г., и для него в этом термине содержался негативный оттенок, связанный с ложностью и неточностью представлений, которыми оперирует общественное мнение. В более же широком смысле слова стереотип, представляет собой некоторый устойчивый образ какого-либо явления или образ человека, которым пользуются как известным «сокращением» при взаимодействии с этим явлением. Стереотипы, возникающие при познании людьми друг друга, имеют свое специфическое происхождение, и несут в себе специфический смысл.