Структура процесса каузальной атрибуции. Часть 3.

Понятие социального стереотипа представляется как устойчивый образ или психологическое восприятие, какого либо явления или человека, свойственное членам той или иной социальной группы. Наиболее распространены этнические стереотипы, иначе говоря, образы типичных представителей определенной нации, наделенных национальными чертами внешности и особенностями характера. Например, существуют стереотипные представления о педантичности англичан, пунктуальности немцев, эксцентричности итальянцев, трудолюбие японцев. Стереотипы являются инструментами предварительного восприятия, позволяющие человеку облегчить процесс перцепции, и каждый стереотип имеет свою социальную сферу применения. Стереотипы активно используются для оценки человека по социальным, национальным, или профессиональным характеристикам.

Обычно, стереотипное восприятие возникает на основе не достаточного опыта в распознавании человека, в результате чего выводы строятся на базе ограниченной информации. Очень часто стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например, по его принадлежности к профессии, тогда ярко выраженные профессиональные черты у встреченных в прошлом представителей этой профессии рассматриваются как черты, присущие всякому представителю этой профессии ( все бухгалтеры педантичны, все политики хорезматичны). В этих случаях проявляется предрасположенность извлекать информацию из предшествующего опыта, строить заключения по сходству с этим опытом, не обращая внимания на его ограниченность. Стереотипизация в процессе социальной перцепции может привести к двум различным следствиям:

В первом случае, к некоторому упрощению процесса познания одним человеком другого. В этом случае стереотип может и не наделяться оценочной ролью, в восприятии другого человека, так как не происходит перевеса в сторону его эмоционального принятия или непринятия, а остается просто упрощенный подход, который помогает сокращать процесс познания личности.

Во втором, к возникновению предубеждения. Если суждение о человеке строится на основании прошлого ограниченного опыта, и если этот опыт этот был негативным, то всякое новое восприятие представителя той же самой группы, несет в себе этот негативный оттенок.

Одним из распространенных видов стереотипов, является педагогический стереотип восприятия учителем своих учеников. В основе данного стереотипа находится процесс формирования в сознании преподавателя, условной модели идеального ученика, который готов к сотрудничеству, стремиться к знаниям, дисциплинирован и ответственен (Битянова М.Р.). Смысл такой модели заключается, в подтверждении успешной работы педагога в воспитании и обучении подопечного. Существенно то, что ожидания, формирующиеся у учителей по отношению к ребенку, и в самом деле определяют его реальные достижения. Под влиянием таких ожиданий формируется процесс самореализации ребенка. Например, в исследованиях было доказано, что дети, носящие имена, которые нравятся учителю, обладают более позитивным внутренним отношением к себе по сравнению с детьми, чьи имена не принимаются педагогом. Имя может влиять и на ожидания учителя, связанные с успехами в учебе данного ребенка. Тоже самое можно сказать и о других характеристиках ученика: внешность, увлечения, и т.д.

Анализ всего вышесказанного позволяет сделать вывод о том, что неоднозначная и чрезвычайно сложная природа процесса социальной межличностной перцепции предполагает, всесторонние исследование проблемы точности восприятия человека человеком, с особой тщательностью и в различных плоскостях. Решение этого вопроса связанно с решением более общей теоретико-методологической проблемы, предполагающей выяснение значения понятия «точность» восприятия социальных объектов. При восприятии физических объектов мы легко можем проверить точность восприятия, сопоставив его свои оценочные результаты, с объективной фиксацией характеристик, полученных измерением некоторых качеств и свойств объектов. В случае познания другого человека впечатление и информацию, полученные о нем воспринимающим субъектом, невозможно, с чем либо сопоставить, так как отсутствуют точные методики прямой регистрации многочисленных и разнообразных личностных качеств другого человека.

Ограниченность тестов и методик фиксирования личностных качеств, связана с их ограниченным репертуаром замеряемых характеристик (фиксируется и измеряется только те параметры, которые заданы экспериментатором, и при этом игнорируются некоторые индивидуальные качества). Похожая проблема возникает и в том случае, когда используется метод экспертных оценок. Не смотря на то, что в данном случае спектр измеряемых параметров межличностного восприятия больше и шире, однако, суждения эксперта подвергаются избирательной оценке наблюдателя (экспериментатора), что также не исключает элемента недооценки.

Такая же проблема избирательности оценок, присуще и другому ряду средств, а именно к более пристальному изучению перцептивных способностей субъекта восприятия. В этом случае можно установить (и сделать это достаточно точно), каково соотношение характеристик воспринимающего и объекта восприятия. В экспериментах по межличностной перцепции определяются четыре группы факторов:

1) переменные, при помощи которых субъект восприятия описывает самого себя;
2) ранее знакомых личностей, восприятие происходит по сопоставлению с уже известными личностями;
3) личностные, отношения между субъектом и объектом восприятия;
4) ситуационный контекст, в котором осуществляется процесс межличностной перцепции.

По результатам соотношения между собой этих четырех групп факторов, можно, по крайней мере, определить, в какую сторону свойственно сместиться восприятию в каждом конкретном случае. Неотъемлемым фактором повышения точности восприятия другого человека, является получение от него обратной связи, именно наличие связи позволяет откорректировать представленный образ, и способствует более точному прогнозу поведения партнера по общению (Соловьева, 1992).

Абсолютно очевидно, что исследования в области каузальной атрибуции пополняют наши представление о процессуальной стороне межличностного восприятия, и действительно максимально уточняют его специфику. Некоторые психологи полагают, что отличие процессов межличностного восприятия от других процессов социальной перцепции, состоит именно в наличие определенного момента причинной интерпретации объекта восприятия.
Однако, несмотря на обширность психологических исследований в этой области, многие фундаментальные вопросы социальной перцепции, остаются нерешенными. Так, точно не определено место каузальной атрибуции в структуре межличностного восприятия: одна точка зрения заключается в том, что процесс приписывания причин начинается после того, как возникло первое впечатление о человеке, а другая основывается на том, что формирование первого впечатления и процесс атрибуции совершаются одновременно, тем самым создавая некоторую априорную структуру социальных категорий.