Структура процесса каузальной атрибуции. Часть 4 (заключительная)

В современной психологии, специалисты при изучении процесса межличностной перцепции, все больше внимания придают личностным характеристикам субъекта восприятия, в особенности мотивам, влияющим на процесс приписывания. В частности был значительно расширен круг источников, из которых человек получает данные о причинах, которые он способен приписать к поведению другого человека. Ранее указывалось лишь о личном опыте, полученном в предшествующих процессах восприятия, а теперь к опыту прибавляется механизм идентификации объекта, в ходе восприятия субъектом.

Социально-перцептивный стиль личности, представляет собой устойчивую индивидуальную систему приемов и методов восприятия и оценки личностных качеств партнера по общению. В ходе постоянного взаимодействия с другими людьми, по результатам этих взаимодействий, у каждого человека формируется свой, персональный социально-перцептивный эталон, являющийся результатом соотношения индивидуальных межличностных представлений, личностных оценок и исходов взаимодействия с преобладающими социальными стереотипами. Таким образом, можно утверждать, что социально-перцептивный стиль в содержательном плане, и есть результат интерпретации социальных стереотипов, в процессе ежедневного общения и взаимодействия с другими людьми, а в технологическом плане представляет собой реализацию, сложившегося социально-перцептивного эталона, в каких либо конкретных действиях восприятия и оценки партнера по общению.

Основными источниками для создания социально-перцептивного эталона, являются два вида информации:
-общеосведомительная информация (знания о внешних и внутренних устойчивых особенностях других людей, эти знания накапливается и сохраняется длительное время, а затем используется при выработке общего подхода к оценке людей и их действий);
-оперативно-регулятивная информация (формируется в процессе взаимодействия с конкретным кругом людей, в данный момент и для решении определенной задачи).

С получение большего количества информации о конкретном человеке, группе, типажу и категории людей, значимость использования оперативно-регулятивной информации снижается, и большую степень важности приобретает общеосведомительная информации, более насыщенной и устойчивой.

Также, социально-перцептивный эталон формируется, и в процессе познания человеком самого себя и своих личностных характеристик, самопознание является непременным условием атрибутивных действий по отношению к другим людям. При этом, по мнению психолога Л.А.Петровской, основными источниками самовосприятия являются:

1) Восприятие себя через сопоставление (идентификацию, распознание) себя с другими людьми. При рассмотрении в плане таких конкретных ситуациях общения индивидуумов, процесс соотношения себя с другими личностями, дает возможность использовать другого человека в качестве некой модели самого себя, таким образом, создается удобная база для анализа и наблюдения.
2) Восприятие себя, через анализ восприятия себя другими людьми. Существенная значимость подобного источника развития представления о самом себе, указывалась Л. С. Выготским: – “Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для других”. Другими словами можно сказать, что существо обсуждаемого источника самовосприятия, заключается в опоре на межличностную обратную связь.
3) Восприятие самого себя, основанное на результатах собственной деятельности.
4) Восприятие самого себя, через наблюдение за своим собственным, внутренним, психологическим состоянием. Выделение этого источника в качестве объекта психологических исследований имеет, как известно, давнюю историю, связанную с интроспективной психологической парадигмой.
5) Непосредственное восприятие себя, по собственному внешнему облику.

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания: насыщенность и разнообразие представлений о самом себе определяет и кругозор представлений о другом человеке. И наоборот, чем полнее и доступнее раскрывается другой человек (в большем количестве и более глубоких характеристиках), тем более полным и реалистичным становится и представление о самом себе. В связи с этим, важнейшей характеристикой социально-перцептивного стиля личности, является пеpцептивная сложность, представляющая свойство личности, которое определяется по ее способности к использованию большего или меньшего диапазона характеристик, социально-пеpцептивных оценок другой личности или самого себя (Гончаров А.И.). Оценка социально-перцептивный стиля может быть произведена с помощью следующих критериев: оценка точности межличностного восприятия (высокая, средняя, низкая); самооценки; оценка проективной тенденции, то есть тенденции приписывать свои качества другим людям; анализ стабильности оценок, даваемых одним и тем же людям; способности к эмпатической идентификации; сенситивности; содержания pефеpентного эталона стиля общения.

Многие исследователи в сфере социальной психологии, неоднократно осуществляли поиски средств развития перцептивных способностей. Целый ряд экспериментов был поставлен с основной задачей: выявить способность обладания определенной стабильностью при восприятии отдельными индивидуумами, характеристик других людей. Подобные эксперименты не дали фиксированного ответа на поставленный вопрос, так, примерно в 50% случаев такая стабильность была установлена, а в других 50% случаев ее не удалось выявить. Аналогичные противоречивые результаты были получены и относительно того, можно ли обучить более точному восприятию другого человека. Несмотря на то, что эта проблема остается дискуссионной, тем не менее, предпринимаются практические попытки по решению подобных вопросов. В основном такие попытки связаны с использованием социально-психологического тренинга для достижения максимально адекватного восприятия другого человека и для обучения искусству общения в целом. Программы тренинга, применяемые в этом случае, достаточно разнообразны. Самой неординарной и простой, является программа по обучению фиксирования внимания лиц (подразумевается круг лиц, для которых точность восприятия других людей особенно значима: учителя, врачи, руководители разных рангов), на таком простом факте, как чрезвычайная распространенность различных, общепринятых представлений, относительно связи физических характеристик человека и его психологических качеств. Подобные произвольные представления о связи различных характеристик человека получили название «иллюзорных корреляций».

Под понятием «иллюзорных корреляций», подразумеваются своеобразные «стереотипы» восприятия, основанные как на практическом опыте, так и на отрывках знаний и сведений, имевших распространение в прошлом (например, идей Кречмера о связи типов конституции человека с чертами его характера, идей физиогномики о соответствии черт лица некоторым психологическим характеристикам и т.д.).

Сам факт привлечения внимания к данным обстоятельствам имеет колоссальное значение, поскольку обычно при общении многие не понимают, насколько эти факторы осложняют процесс межличностного восприятия. В своих психологических исследованиях А.А.Бодалев, получил в этом отношении весьма интересные данные. Так, из 72 опрошенных им людей относительно того, как они воспринимают внешние черты других людей: 9-ответили, что квадратный подбородок – признак сильной воли; 17-что большой лоб является признаком ума; 3-отождествляют жесткие волосы с непокорным характером; 16 – полноту с добродушием; 2-полагают, что толстые губы, это символ сексуальности; 5-думают, что малый рост – свидетельство властности; 1-ответил, что близко посаженные друг к другу глаза означают вспыльчивость; 5-определили красоту, как признак глупости. При знакомстве с новым человеком, мы сразу относим его к определенной категории и строим свое поведение при общении, в соответствии со сложившимся стереотипом. Никакой психологический тренинг, не позволит в полной мере исключить, подобные житейские обобщения, однако тренинг может заставить человека задуматься об условиях его суждений в отношении других людей. Существуют следующие примеры социального стереотипа: многие люди уверенны, что профессор рассеян и не приспособлен к повседневной жизни; студент всегда остроумен, подвижен и никогда не готов к экзамену; все англичане худощавы, надменны и хладнокровны, а французы только и думают о любви.

Также, другой прием психологического тренинга (в частности, применяемый в видеотренинге), состоит в том, чтобы научить человека видеть себя со стороны, сопоставив представления о себе с тем, как его воспринимают другие. Особую роль при этом имеет набор понятий и категорий, при помощи которых производится описание психологических характеристик субъекта, самим субъектом и другими людьми. Подобное сближение собственных и чужих представлений о себе, также в определенной степени, служат повышению точности восприятия. Но, опыт такой работы показал, что навыки, приобретенные в специальных группах психологического тренинга, не обязательно удерживаются и в последующем применяются в реальных ситуациях взаимодействия. И поэтому наиболее целесообразным является, проведение тренинга на точность восприятия в реальных группах, объединенных совместной деятельностью.
Г. Гибш и М. Форверг в ходе изучения процесса каузальной атрибуции, обратили внимание на то что, схожесть собственного и чужого представлений об одном человеке, значительнее в группах, связанных единой системой деятельности и существующих продолжительное время. Однако, ряд экспериментальных исследований показывает, что по мере существования продолжительного взаимодействия между людьми, возникает пристрастность к объекту восприятия, которая в последующем служит источником различного рода искажений личностного образа объекта восприятия. Исследование данного частного вопроса, относящегося к характеристике общения, обуславливает необходимость дальнейшего исследования проблемы, в контексте конкретных групп и конкретной деятельности этих групп.