Научная дискуссия о предмете социальной психологии.

В этой связи принято говорить о длительном перерыве в развитии отечественной социальной психологии. Однако, не смотря на отсутствие самой научной дисциплины под названием «социальная психология» в системе гуманитарных наук, исследования в этой области продолжались, причём имели огромное значение для становления социальной психологии в будущем. Проводились эти исследования в основном в рамках педагогической науки и с необходимостью затрагивали социальную проблематику. Так, изучению коллектива с педагогической точки зрения, посвящены труды выдающихся отечественных педагогов А.С.Макаренко и А.С.Заслужного. Проблемы психологии групп и классов имели развитие в философии, причём трудностей в интерпретации социально-психологических явлений с позиции марксистской теории здесь не возникало, так как сама философия в то время существовала в качестве составной части марксизма. В психологии социально-психологическая проблематика получила развитие в исследованиях Л.С.Выготского. В его трудах можно выделить два типа вопросов, которые имеют непосредственное отношение к развитию социальной психологии.

Во-первых, это концепция Выготского о высших психических функциях, в которой решался вопрос о влиянии социальной среды на становление психики человека, или, с позиции марксистской теории, предоставлялась возможность рассматривать всю психологию как социальную. Выготский доказал, что высшие психические функции, то есть произвольное запоминание, внимание, абстрагированное мышление, волевое действие, не являются только лишь функциями головного мозга. Значительную роль в их становлении играет социальная жизнь человека. Усвоение общественного опыта приводит к изменению содержания человеческой психики. В результате возникают новые типы психических процессов, которые трансформируются в новые высшие психические функции, отличающие человека от животного.

Таким образом, для научного объяснения формирования психических процессов, необходимо изучать разновидности общественно-исторической деятельности, так как именно в ней естественные законы работы человеческого мозга приобретают новые качества. Сделанный Выготским вывод о том, что в основе детерминации психики человека лежит механизм усвоения социально-исторических видов деятельности, стал солидной основой для решения задач именно социально-психологической проблематики.

Во-вторых, в своих теоретических работах Л.С.Выготский высказывает собственное мнение относительно предмета социальной психологии. К пониманию этого вопроса Выготский подходит с позиции критики преставлений В.Вундта, изложенных в его учении о «психологии народов». Предметом социальной психологии (в понимании В.Вундта «психологии народов») являются основные атрибуты социально-исторической жизни каждого народа: язык, религия, искусство, обычаи, мифы. Л.С. Выготский же назвал их «кристаллами». Он считал, что психолог должен изучать не сами эти «кристаллы», а именно «раствор». Здесь Выготский критикует позицию В.М.Бехтерева, говоря о том, что нельзя изучить «раствор» путём переноса свойств индивидуальной психики на коллективную. По мнению Выготского, психика отдельного человека также социальна и именно она должна составлять предмет социальной психологии, а не собирательная личность, как предлагал Бехтерев. Отсюда и основное различие между социальной и коллективной психологией: предметом социальной психологии Выготский называет психику отдельного человека, а коллективной – личную психологию внутри коллектива.

При анализе такой трактовки Выготского, может показаться, что его видение предмета социальной психологии и современное о нём представление сильно разняться. Здесь имеет место некоторая путаница в терминологии. В настоящее время обычно сравнивается общая психология и социальная. Выготский же сравнивает социальную и коллективную психологию. Причём социальная психология в его понимании – это учение о культурно-исторической детерминации психики (для нас – общая психология, для дискуссии 20-х годов прошлого века – «собственно психология», которая целиком «стала социальной»). Под коллективной психологией Выготский подразумевает тот самый второй аспект, который не нашёл своего развития во время дискуссии 20-х годов XX столетия из-за отсутствия методологической основы.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что Л.С.Выгостский внёс весомый вклад в становление социальной психологии как самостоятельной науки, а его идеи имели огромное значение для определения её предмета в том понимании, которое существует на сегодняшний день.

Навигация по статье: previous page