Современные представления о предмете социальной психологии.

После почти тридцатилетнего «перерыва», в конце 50-х – начале 60-х годов XX века, вновь возник вопрос о предмете социальной психологии и её научном статусе. Произошедшие к этому времени изменения, как в общественной жизни, так и в рамках самой психологической науки, спровоцировали начало второго этапа дискуссии. С одной стороны, нашедшие к тому времени разрешение некоторые насущные проблемы в социальной, политической, экономической сферах общественной жизни, позволили осуществлять более детальное изучение различных её проявлений. Всё большее значение в сложившихся условиях приобретает и, так называемый, «человеческий фактор», благодаря чему появилась острая необходимость в конкретных исследованиях закономерностей взаимовлияния личности и социальной среды, причём не только с позиции социологии, но и в контексте социально-психологической проблематики.

С другой стороны, перестройка основ психологического знания с позиции марксистской философии привела к тому, что советская психология в середине прошлого столетия трансформировалась в солидную науку, обладающую не только богатым арсеналом теоретических трудов и экспериментальных работ, но и имеющую высоко квалифицированных исследователей, превосходно владеющих методологией. К тому же, смягчение идеологических принципов, позволило отказаться от мнения о принадлежности социальной психологии к «буржуазному» мировоззрению, что также явилось мощным стимулом к возникновению нового научного спора в рамках данной тематики. Таким образом, благодаря этим двум факторам, сложилась благоприятная атмосфера для возрождения дискуссии о предмете социальной психологии, её задачах, методах и местоположении в системе наук.
Началом второго этапа дискуссии стала статья А.Г.Ковалёва, опубликованная в журнале «Вестник ЛГУ» в 1959 году, которая получила своё продолжение в 1963 году на Втором Всесоюзном съезде психологов и в журнале «Вопросы философии». В статье поднимались два вопроса о социальной психологии: во-первых, об определении её предмета, целей и задач как научной дисциплины; во-вторых, о её местоположении в системе смежных наук – психологии с одной стороны, и социологии с другой. В этой связи в научной среде вновь возникло многообразие мнений и точек зрения, которые могут быть объединены между собой в несколько основных подходов.

Навигация по статье: next page