Современные представления о предмете социальной психологии.

В рамках научного диспута о предмете социальной психологии образовались три направления, рассматривающие проблему с трёх разных сторон: социальной, психологической и социально-психологической. Согласно первому подходу, социальная психология рассматривалась как наука о массовых проявлениях психики. Приверженцы этого подхода, в большинстве своём социологи, предлагали изучать явления, соответствующие этому определению. К таким явлениям причислялись либо психологические особенности больших сообществ людей, в том числе и классов, а также различные атрибуты жизнедеятельности этих сообществ (например, традиции, обычаи, нравы и т.п.); либо факторы формирования общественного мнения и других подобных массовых явлений (например, мода). Кроме того, практически все сторонники этого подхода считали, что изучение коллективов также должно проводиться в рамках социальной психологии. Однако большинство социологов настаивали на том, что социальная психология в качестве предмета исследования должна заниматься изучением психологии общества. В этой связи вновь возникала необходимость в создании двух взаимодополняющих научных дисциплин: общественной психологии, которая будет заниматься вопросами общественного сознания классов и других социальных сообществ, и социальной психологии, которая интерпретировалась как наука о самой общественной психологии.

Сторонники второго подхода, который был наиболее популярным среди психологов, предлагали исследование личности в качестве предмета социальной психологии. Мнения различались только относительно того, в каком ракурсе эту личность нужно исследовать: отдельно или в контексте социума. В первом случае внимание исследователей должно быть обращено на личностные характеристики (психологические особенности, черты, типы личности); во втором – на личность в группе, межличностное взаимодействие и собственно общение. Полемика в рамках этого подхода спровоцировала обсуждение вопроса о положении самой психологии личности в системе психологических дисциплин: рассматривать её как раздел общей психологии, или как тождественную социальной психологии науку, или как самостоятельную дисциплину. Важным аргументом в защиту второго подхода считалась именного его «психологическая сущность», поскольку с этой точки зрения появлялась возможность трактовать социальную психологию как неотъемлемую и необходимую часть психологического знания.

Навигация по статье: previous pagenext page