Современные представления о предмете социальной психологии.

Возникновение третьего подхода явилось своеобразным синтезом основных идей двух предыдущих направлений дискуссии. Внутри него социальная психология трактовалась как наука, изучающая и массовые психические явления, и личность в группе. Подобная позиция максимально расширила круг проблем социальной психологии, а также предоставила необходимые условия для объединения всех вопросов данной тематики, исследованием которых занимались различные школы социальной психологии. Сторонники этого подхода пытались систематизировать все проблемы социальной психологии и представить наиболее полное и организованное их описание. Согласно представлениям Б.Д.Парыгина социальная психология должна исследовать социальную психологию, как самой личности, так и сообществ, и общения. Сюда же входит изучение социальных отношений и видов духовной деятельности. По мнению В.Н.Мясищева исследования в рамках социальной психологии должны включать в себя, во-первых, изучение тех изменений психической деятельности человека, которые являются результатом внутригруппового взаимодействия; во-вторых, характеристику особенностей самих групп; и, в-третьих, психическую сторону общественных процессов.
В связи с этим важно подчеркнуть тот факт, что, не смотря на отдельные расхождения в предложенных схемах, основная их идея одинакова и суть её в следующем: предмет социальной психологии охватывает широкий спектр проблем, и определение его должно включать в себя оба направления исследований – и личности, и массовых психических явлений. Логично предположить, что такой подход наиболее соответствовал запросам, как психологической практики, так и общественной. Именно поэтому он получил дальнейшее развитие и современное понимание предмета социальной психологии в большей степени соответствует критериям данного подхода.
Подводя итог дискуссии о предмете и проблемах социальной психологии, представляется возможным сделать вывод, что определённое согласие в этом круге вопросов между исследователями было достигнуто. Однако вопрос о положении социальной психологии относительно психологии и социологии оставался открытым и обсуждался в качестве независимого диспута. В этой полемике выделяется четыре основных позиции: трактовка социальной психологии как составляющей дисциплины внутри социологии с одной стороны, и как раздела психологии с другой; отведение социальной психологии места «на стыке» двух наук (социологии и психологии), причём, с одной стороны, как отторгающей определённые части каждой из них, а с другой стороны, как занимающей ту область исследований, которая ни социологией, ни психологией не затрагивается.
Вопрос о местоположении социальной психологии в системе психологических наук был популярен не только в нашей стране. Американские социальные психологи Макдэвид и Харрари выделили два основных подхода к вопросу: интрадисциплинарный и интердисциплинарный. Таким образом, все существующие позиции в отечественной дискуссии можно свести именно к этим двум подходам, определяющим место социальной психологии либо, внутри одной из дисциплин (интрадисциплинарный подход), либо на границах двух наук (интердисциплинарный).

Насколько бы сильно не разнились между собой существующие на тот момент подходы, суть их едина – обозначить границы, отделяющие социальную психологию от социологии в одном случае, и от психологии в другом, поскольку избежать «пересечения» социальной психологии невозможно ни с одной из этих научных дисциплин. Опираясь на интрадисциплинарный подход и рассматривая социальную психологию как часть психологии, возникает необходимость выделения именно социально-психологических исследований в структуре самой психологии. При таком подходе получается, что наука социология не имеет ничего общего с социальной психологией, что в корне неверно, так как предмет исследования этих дисциплин имеет одинаковую специфику. Аналогичная ситуация складывается и при трактовке социальной психологии как составляющей социологии. Но и с позиции интердисциплинарного подхода вопрос о границах также остаётся не решённым: что означает «стык» двух наук, и какие конкретно части психологии и социологии подлежат «стыковке»? Как понимать определение «самостоятельная дисциплина» – вбирает ли она в себя какие-либо части психологии и социологии, или же имеет собственные, не принадлежащие этим двум наукам области исследования? В этой связи необходимо осуществлять поиск границ с каждой позиции в отдельности. В структуре современной социологии обычно выделяется три уровня: общая социологическая теория, специальные социологические теории и социологические исследования, где оба теоретических уровня имеют точки соприкосновения с проблематикой социальной психологии. Так общая социологическая теория изучает особенности взаимоотношения личности и общества, общественного сознания, исследует специфику таких категорий, как власть или справедливость. Безусловно, такая проблематика имеет место и в социально-психологических исследованиях. Отсюда вывод: это и есть одна из границ, что называется «на стыке» наук.

Навигация по статье: previous pagenext page